Приветствую Вас, Гость

(Индия, 6 век до н.э., Будда умер примерно в 544 г. до н.э.)

Учение Сиддхартхи Готамы, прозванного Буддой

Любое Учение, любая идея Пути должна объяснить человеку: 1)кто он такой; 2)зачем пришел на землю; 3)зачем живет человек; 4)как надо жить; 5)почему надо жить именно по этому Учению.

ИТАК.

Многие из нас видят, что наш мир – это страдания, беды, несчастья, катастрофы. Но как все это прекратить, как выбраться из этого заколдованного круга - мало у кого найдется ответ.

Будда ответ нашел.

1) Кто такой человек?

Будда не обсуждал вопросов о том, кто такой Бог, что было до Начала, что будет после Нирваны. На все вопросы подобного рода он отвечал: «Рассуждать можно только о том, что может охватить наш разум; только разумом можем мы познавать нашу жизнь, а этих вопросов не может обсуждать разум, и потому о них надо молчать».

Будда отрицал существование вечной и неизменной души у человека. Отрицал индивидуальное «я», личность, как сущность, как вечную и тождественную самой себе субстанцию. Хотя многие из нас поддаются этой иллюзии и ощущают себя только как «я». И не понимают, что именно чувство «я» и возникающая из него привязанность к «я» есть источник всех привязанностей, страстей, влечений, всего того, что затягивает живое существо в трясину сансарического перерождения на земле.

Будда «заменил» Бога и душу на Закон причинности, на Закон зависимого происхождения, по которому одно частное явление (причина) обязательно и неумолимо порождает другое частное явление (следствие). И получилось, что Закон – это Бог, а душа – это переходящая связь от причины к следствию в виде непрерывного потока сознания.

Утверждение того, что «не Бог, не царь и не другой» не могут помочь человеку, приводило к тому, что только человек ответственен за все, что происходило и происходит. Закон накопления личной кармы неумолим. И вырваться из этого круговорота перерождений, освободиться от кармы, спасти себя может только сам человек.

2) Зачем человек пришел на землю?

Будда говорит - человек пришел на Землю страдать.

Будда говорит: «Все есть страдание». И рождение, и болезни, и смерть, и многое что еще – страдания. Есть в жизни человека и приятные моменты, и удовольствия, и наслаждения – однако сами эти удовольствия, после того как заканчиваются, вызывают только боль утраты и еще большее страдание.

Но страдания людей не есть результат некоего одномоментного грехопадения и утраты рая. Человек, воплощаясь на земле, рождается с естественной для него привязанностью к жизни - с жаждой жить, со стремлением к наслаждениям, удовольствиям, к власти и богатству. Источником этой жажды является наше умственное намерение жить, существовать здесь, сейчас и всегда.

Если человек прилепляется к этому временному миру, придается страстям, желаниям, стремлениям, то он перестает осознавать то, что любое наслаждение в своем конце порождает лишь страдание и страх. Человек все больше и больше старается убежать от страданий к наслаждениям и, тем самым, все более и более прочные цепи привязанности к этой жизни и страданиям он себе кует. Жизнь его может быть внешне и похожа на благополучие и успех, но, на самом деле, жизнь такого человека становится непрекращающимся страданием.

Порочные поступки, слова и мысли, накопленные в течение всей жизни человека, создают ему тяжкую карму, которая приводит к тому, что человек должен опять родиться на этой планете. И получается, что, перерождаясь в этом мире, человек не только продлевает, но, и за счет накопления порочных поступков (кармы) в прошлой жизни, увеличивает свои страдания в будущей. В будущей жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому перерождению, и так далее, и так далее.

Этот круговорот рождений-смертей называется сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из неправедной жизни человека, которую рождают влечения и хотения.

3) Зачем человек живет?

Человек живет для того, чтобы выйти из круговорота перерождений и страданий.

Многие считают, что карму и судьбу назначает Бог, распределяя по своему усмотрению кого наказывать и кого поощрить. Но Будда говорит, что карма – это абсолютно объективный базовый закон существования человека, столь же неотвратимый, как и любой другой закон Природы и действующий столь же безлично и автоматично. Карма – есть прямое следствие жизни самого человека.

Поэтому, говорит Будда, для того чтобы освободиться от цепи перерождений и достичь спасения и просветления (Нирваны), нужно начать жить истинной, праведной жизнью. Самая важная работа должна быть не над тем, что производить, как собирать, копить, куда тратить, а самая важная работа должна быть над собой: нужно укреплять свой разум, просвещать его, тушить свои страсти.

4) Как надо жить?

А это можно сделать, учил Будда, только если встать на Путь:

· праведных мыслей - надо постоянно помнить о том, что жизненные страсти только мешают человеку достичь освобождения, надо следить за направлением своих мыслей и отгонять все дурное, надо развивать в себе мысли любви и ненасилия;

· праведной речи – речь должна быть правдивой, доброжелательной и не подталкивать к совершению зла, нужно воздерживаться от лжи, клеветы и злословия, от резкой, грубой злобной и оскорбительной речи, от пустой, глупой, бессмысленной болтовни и сплетен;

· праведного действия, поведения в жизни – надо делать добрые дела и избегать дурных поступков, честно добывать средства к существованию и не причинять вреда живому.

Это знаменитый Благородный Восьмеричный Путь Будды: если человек начнет придерживаться Правильного взгляда и Правильного намерения, то у него появится Правильная речь; Правильная речь постепенно приведет к рождению правильной жизни - Правильного действия и Правильного образа жизни; а они, в свою очередь, приведут к совершенствованию ума – к Правильному усилию, Правильному вниманию и, как итог, к Правильному сосредоточению.

Правильный взгляд – это самый первый и самый трудный первый шаг на Пути: освобождение от невежества. Это ясное понимание ответов на вопросы: кто такой человек в мире, зачем человек пришел на Землю, зачем человек живет и как надо жить. Это понимание того, что наша жизнь - это страдания, что превзойти страдания можно только через знание и отказ от желаний. Это понимание того, что Путь (освобождения от страданий и движения к счастью) - лежит исключительно в нашей голове, в нашем сознании. И это отказ от пустых разговоров о Боге, Нирване, душе и т.д., уводящих человека в дебри выдуманных теорий.

Правильное намерение – это решимость поменять наши намерения, наши мотивы, цели жизни от чувственных наслаждений, богатства, власти, злобы, жадности и жестокости, на намерения доброжелательности, ненасилия и сострадания.

Правильная речь – это первое практическое действие на пути к Нирване. Это воздержание от лжи (говори всегда только правду), от клеветы (сей между людьми только дружбу и гармонию), от грубых и злых слов (говори только с любовью) и от фривольных, праздных разговоров и сплетен (говори только важные и значимые слова). И это контроль того, что мы говорим.

Правильное действие – решимость правильно жить не может ограничиться правильной речью, а должна воплотиться в правильное действие, в правильное поведение. Это: отказ от уничтожения живых существ (убийства, охоты, рыбалки и пр.) - но уважение другой жизни; от воровства (обмана, рабского труда, накопления богатства и пр.) – но уважения труда и права на результаты труда других; от удовлетворения дурных желаний (прелюбодеяния, изнасилования, пьянства, обжорства и пр.) – но скромность, честность и любовь.

Правильный образ жизни – это правильный способ зарабатывания средств на жизнь. Нельзя зарабатывать на жизнь тем, что приводит к деградации личности и приносит вред и страдания живым существам. Это профессии, связанные с мясом, ядами, оружием, работорговлей, проституцией, алкоголем и наркотиками. Это действия, связанные с обманом, лицемерием, лукавством, стремлением к наживе.

Правильное усилие – совершенствование ума человека начинается с постоянного и неугасимого стремления на длинном и тернистом Пути следовать этим Путем, не сворачивая, не останавливаясь. Будда – не спаситель, он – лишь показывает дорогу. А дело человека – это правильное усилие в постоянной борьбе со своими дурными мыслями и в заполнении своего мозга правильными идеями, мыслями, желаниями.

Правильное внимание – это сосредоточение ума на настоящем, на выполнении одного дела в один период. Это знание того, что нужно думать, говорить и делать и того, что не нужно. Это направление внимания внутрь, на суть, а не на внешнее, показное. Это значит быть внимательным к телу, чувствам, состояниям разума, мыслям и их содержанию. И это значит рассматривать свое тело, ощущения, ум и душевные состояния не как «это – я», нечто постоянное и всегда ценное, а как бренное, проходящее. И не привязываться к ним. Это значит освобождение от сожаления утраты, а, значит - от зависимости и страдания.

Правильное сосредоточение – и как итог долгого и трудного пути раздвоения личности, замены старого мышления новым, сосредоточения на освобождении ума от всех страстей и злобных мыслей, человек достигает завершающей первой ступени гармонии новой личности – наслаждение радостью чистого мышления и покоя отрешенности от земного. Вторая ступень – это радость, покой и внутреннее спокойствие. Третья – безразличия (даже от радости сосредоточения). И четвертая – совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания.

На Праведном пути человеку нужно соблюдать 5-ть заповедей:

- воздерживайся от убийства. Не убивай не только людей, но и вообще живых существ. Все живое боится смерти. Познай себя во всяком живом существе, полюби как мать, которая любит свое дитя и готова пожертвовать своей жизнью для него – полюби и не убивай;

- воздерживайся от воровства. Любое богатство нажито воровством. Страсть к воровству, к собиранию богатства порабощает человека. Поэтому чист тот, кто дает другим, а тот, кто берет от других, не давая ничего взамен полученного, только теряет и страдает;

- воздерживайся от неправды. Нет такого преступления, в котором не участвовала бы ложь. Ложь - это желание приобрести какую-нибудь выгоду, причинить обиду, разорение, избежать заслуженного наказания. Говори правду с любовью;

- воздерживайся от прелюбодеяния. Цель женитьбы - продолжение рода, но люди создают из этого наслаждение, привязанность и страдают. И на других женщин не засматривайся: если видишь старую женщину - смотри на нее как на мать; если она молода, то - как на сестру, а если совсем молода, то - как на дочь;

- воздерживайся от употребления и продажи наркотиков, оружия, опьяняющих напитков, ядов. Всякие хмельные напитки делают разумного человека безумным. А когда разум затемнен, человек лишается возможности отличить истину ото лжи, сбивается с истинного пути и готов совершить ошибку или преступление.

На Праведном пути человек должен избегать и наслаждения жизнью, и умерщвления страстей. Океан сансары (круговорота воплощений) нельзя ни выпить, нельзя и выбраться из него, утопив или убив себя. Океан сансары можно только переплыть, построив лодку из Правильных мыслей, Правильной речи и Правильных поступков.

Второе: человек должен научиться сосредотачивать свои мысли для углубленного поиска истины, достижения внутреннего спокойствия, подавления в себе вредных состояний ума и развития благих и полезных.

И третье: человек, достигший успокоения, любви и сострадания ко всему живому должен идти к людям с тем, чтобы поделиться и рассказать им об истинной жизни и о Пути к Истине, к обретению Высшего Слияния и Счастья - Нирваны.

5) Почему нужно жить именно по Учению Будды?

Во-первых, потому что Учение Будды – это Светлое Учение.

Любое Светлое учение отличается от темных тем, что:

- полезно для всех и для каждого (все люди равны), а не только для группы, секты, церкви и т.д.;

- призывает к развитию духовности человека (скрытых сил человека), а не следованию ритуалам, практикам, обрядам;

- вселяет веру в собственные силы, воодушевляет и возвышает (человек – владыка миров), а не внушает страх, ужас и уныние;

- не предлагает отказаться от своей свободной воли, стать чьим-то рабом или полностью подчиниться кому-то и не призывает к насилию;

- никогда не призывает поступать наперекор своим убеждениям, своей совести и не заставляет человека делать то, что принято;

- никогда не утверждает, что это учение - единственное в мире, а, наоборот, лишь является продолжением и развитием всех предыдущих Учений Света, даваемых людям в разное время и в разных обстоятельствах.

Во-вторых, потому что Будда ясно и просто указал нам Путь в жизни, который может привести каждого к счастью. Многие видят, что наша жизнь трудна, в ней много горя, лжи, предательства. Многие видят, но не многие знают: почему и как это все прекратить. А Будда и сам знал и нам показал – как стать счастливым: нужно только менять свое сознание от невежества к мудрости. От нас требуется только захотеть стать счастливым и приложить некоторые усилия на этом пути. На Пути разума, добра и сострадания. Это то, что имел в виду Иисус, когда говорил: «в Духе» и Серафим Саровский, когда призывал к «накоплению Благодати».

Правда, отрицая сторонних помощников и защитников (Бога, ангелов, обстоятельства и т.д.), Будда призывает человека полагаться только на себя. Это трудно и – страшно. Очень легко поддаться проповедям, типа: «Мой Бог сильнее всех!» или «Месть Аллаха безжалостна и неотвратима!» и ощутить себя не слабым и беззащитным, а частью чего-то могущественного и огромного. Но такая жизненная позиция почти всегда порождает отсутствие личной ответственности и иждивенческие настроения. А, согласившись с Буддой, человек перестает ждать помощи со стороны, перестает надеяться на «халяву» и включает все свои внутренние резервы. А такой образ жизни и спасения – самый идеальный в природе.

Ну и, в-третьих, потому что Учение Будды - лишь информация к размышлению. Учение Будды – это не ритуалы, не храмы, не священники, не праздники и посты. Учение Будды не буква, Учение Будды – дух, идея, направление. Учение Будды, если сказать иносказательно, лишь указатель к нирване, к счастью на трудном пути жизни. Но - указатель! А не трясина, не лужа, не болото, не пропасть, не ловушка.

Учение Сиддхартхи Готамы, прозванного Буддой, призывает человека не быть «скотиной», не быть дураком и не чувствовать себя рабом. Путь Будды – это путь к Счастью, предначертанный путь и единственно возможный.