Приветствую Вас, Гость
« Предыдущая часть

Программа развития.

0 – 1 год. Младенец. Программа «Ученик». «Впитывающее» подсознание

Кризис новорожденности (до 1 месяца).

Описание кризиса. Из комфортных условий утробы матери, где тепло, тихо и спокойно, ребенок вдруг попадает в новые тяжелые обстоятельства. Мало того, что теперь ему нужно будет самому есть, самому дышать, видеть и слышать, в процессе рождения ребенок еще и преодолевает жуткие трудности, препятствия и испытывает серьезный стресс, который истощает его организм. Малютка теряет в весе. И очень хорошо, что он переживает этот кризис во сне – просыпается он только для того, чтобы поесть.

1 месяц - 1 год. Младенец.

Описание периода. Родившийся ребенок ничего не умеет и не знает. Он напоминает «чистый лист бумаги», который нужно «заполнить». Ребенка нужно всему научить. Он полностью зависим от взрослых. Главная для него – мама. Ребенок впитывает первые «уроки» отношений между людьми (вернее – отношение мамы к нему), осваивает систему отношений «человек – человек». А окружающий мир в этот период играет для ребенка второстепенную роль (даже, можно сказать, что внешнего мира вообще не существует, а мама - это и есть весь мир).

В этот период мозг ребенка только еще формируется. Мозг и тело есть, а ума и всего остального - нет. Чувств - нет, зрения - нет, разговорной речи - нет, координации тела - нет. Все это он должен сформировать, всему этому должен научиться. Поэтому ему в этот период так важны внешние раздражители в виде прикосновений мамы, ее голоса, перекладываний с места на место и со спины на живот. Он все это впитывает, запоминает (на уровне подсознания). И если позже ребенок будет развиваться через изучение этого мира, то сейчас развитие идет лишь через «впитывание».

Период младенчества подразделяется на 3-и подпериода:

1) 1 - 2,5 месяца. Младенец и рефлексы. Развивается «нижняя» часть мозга (медулла и спинной мозг). Мозг ребенка постепенно «просыпается», получая импульсы от рефлекторных движений рук и ног. И чем больше будет этих импульсов, чем чаще они будут поступать в мозг, тем быстрее он будет развиваться, тем он будет более развит.

2) 2,5 - 7 месяцев. Младенец и существенные функции. Развитие высшей части «нижнего» мозга (понса). Малыш пополз и стал сознательно разжимать руку.

3) 7 месяцев – 1 год. Младенец и осознанные функции. Развивается «средний» мозг. Ребенок научился брать предметы самостоятельно и пошел, держась за опору.

Но если сама «программа» на обучение заложена в ребенка Свыше (атеисты скажут – генетически), то скорость выполнения этой программы и ее результаты полностью зависят от Вас, дорогие родители. И особенно – от единственной и неповторимой МАМЫ (получается, что скорость прогресса человечества целиком находится в руках мам, а не политиков – как думают некоторые недоучки). Чем больше у малышки стимулов, чем они ярче и привлекательнее, чем больше внимания и заботы ему уделяется, тем выше скорость его развития, тем лучше результат на «выходе». Но если ребенок будет лежать неподвижно на спине в белокаменной комнате забытый всеми, то его развитие окажется под угрозой.

Характеристика периода. Ребенок рождается почти беспомощным. Но постепенно он учится удовлетворять основные физиологические потребности человека: держать, сидеть, ползать, ходить, слушать, видеть, говорить и чувствовать.

Обучение в период младенчества. Роль мамы и папы – ведущая. Родители – абсолютные учителя. Все, что вы дадите ребенку в этот период, он запечатлеет на уровне подсознания, и эти знания лягут в основу, будут фундаментом всем будущим знаниям и умениям. Как на плохеньком фундаменте можно возвести только курятник, а на хорошем – небоскреб, так и на слабеньких знаниях может появиться только посредственность, а на основательных – родиться талант или гений (если не останавливаться на фундаменте). Главное в процессе учебы – не требовать результата, а только давать, давать и давать.

Противопоказаны бодрствующему ребенку тишина и грохот, бездействие и агрессия, темнота и яркий свет, холод и жара. Показаны – разноцветный свет, разговор, музыка, пение, движение, тепло, любовь, внимание и забота.

И так же как ребенок учится говорить (если мама произносит слово, то ребенок запоминает это слово родного языка), точно так же он будет учиться читать (запоминать написанные слова), считать (запоминать нарисованные количества), рисовать (запоминать показываемые картины), сочинять музыку (запоминать проигрываемые музыкальные произведения) и так далее.

Как ребенок учится говорить? Мама и папа говорят, говорят, говорят. Ребенок ничего не понимает, но через слух «впитывает», запоминает слова как звуки. И постепенно начинает говорить сам. И если, кроме мамы, с ребенком будут общаться еще несколько человек, но все – на разных языках, то ребенку потом не составит никакого труда говорить на этих языках (потому что он «впитывает» не языки, а слова).

Как ребенок учится читать? Мама и папа показывают слова, слова, слова. Ребенок ничего не понимает, но «впитывает», запоминает слова как образ. И постепенно начинает узнавать слова сам. И если ребенку будут показывать картинки слов, но на разных языках, то ребенку потом не составит никакого труда читать на этих языках.

Как ребенок учится считать? Правильно – через показ ему количеств в виде образов, картинок.

Как ребенок учится играть на музыкальном инструменте? Через «впитывание» музыки.

Поэтому единственно правильным способом обучать ребенка в этот период будет обеспечение его большим объемом информации в виде слов и образов.


1 - 3 года. Раннее детство. Программа «Исследователь». Исследующее сознание

Кризис 1 года.

Признаки кризиса. Покладистому и любознательному в меру ребенку вдруг, ни с того ни с другого вставляют «шило в попу». Ему становится трудно усидеть на одном месте, на запреты и отказы он реагирует плачем, криком, «художественными падениями» на пол.

Описание кризиса. Ребенок научился ходить и очень быстро обнаружил, что кроме мамы и папы есть еще огромный, неизведанный мир. У ребенка включается «программа исследователя» по которой он должен найти как можно больше предметов этого мира, исследовать их и научиться обращаться с ним. Он разбирает и разбивает все, что попадает ему в руки (он должен посмотреть – как это устроено), он залезает во все щели и ящики (чтобы разбить и разобрать – нужно сначала найти), он все это пробует на вкус (таков его способ исследования нового).

Но родителей, обычно, это не устраивает. Им ребенок по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Им кажется, что у ребенка капризы, блажь. И они начинают запрещать, отбирать, наказывать. Но ребенок не понимает: как это самые родные, самые близкие люди – мама и папа, не позволяют ему исследовать предметы и мир. И он кричит «от боли»: но не оттого, что стал самостоятельным, а оттого, что его вторые половинки поступают против его природы, против его «программы». И на запреты возникает естественная и единственно доступная для него реакция – протест, который выражается плачем, упрямством, обидами и истериками.

Но если родители не видят, что за каждым таким «криком души» кроется очень серьезная причина, что в этих слезах огромная боль и крик о помощи, и будут продолжать «запрещать и не пущать», то в «программе» ребенка произойдет сбой. И он, вместо того, чтобы научиться жить в мире, начнет пользоваться им. «Программа», заложенная в ребенка, нацелена на развитие самого ребенка. А мама, думая не о ребенке, а о себе (как бы ей не опоздать в детский сад, как бы побыстрее помыть посуду, как бы …, как бы …), совершает непоправимую ошибку. Поэтому нужно категорически запретить себе в этот период мешать исследованиям ребенка или делать что-либо за него.

Но все налаживается, если родители, с одной стороны, создают ему безопасное поле деятельности, безопасную окружающую среду. А с другой – начинают хвалить его, проявляют чуткость и уважение к его желаниям, признают за ребенком право на выбор действий и занятий. И, наконец, будьте умнее и мудрее – учитесь перенаправлять, переключать его энергию на что-то интересное, но заведомо безопасное.

1 - 3 года. Раннее детство

Описание периода. Наступил первый период в развитии «высшего» мозга - коры головного мозга. Развитие подсознания закончилось и началось длительное развитие сознания. То, на что эволюции потребовалось миллионы лет, ребенок преодолел за какой-то год: он прошел путь от амебы до «хомо сапиенс» - человека разумного. Самый чудесный и самый «плодовитый» для обучения период жизни ребенка. Мозг – чистый лист бумаги, который с огромной скоростью заполняется. Малыш сам ходит, говорит. Границы мира резко расширились и малыш начал его изучать. Включилась программа «человек – мир» и родители стали «не нужны». Родители уже не полновластные «хозяева» ребенка, а скорее «садовники, с любовью помогающие расти любимой розе».

Ребенок активно изучает окружающий мир (осваивает отношения «человек – мир») и осваивает способы действия с предметами. А взаимоотношения с мамой и взрослыми (отношения «человек – человек») отходят «на второй план». Малыш активно «впитывает» знания о мире. Объем поступающей информации просто огромен.

Но почему-то многие так не считают. Им кажется, что достаточно ребенка кормить, выгуливать, разговаривать с ним. Такие люди думают о себе, живут для себя. Они растят не человека, а какую-то собачку или котенка. На самом же деле возможности мозга ребенка в этот период столь огромны, что если приложить определенные усилия, то вместо «собачки или котеночка» вы запросто вырастите вундеркинда. Нужно лишь заполнить «чистый лист» высококачественной информацией, нужно лишь «включить» процесс вундерканизации. Поэтому в этот период жизни ребенка очень важны именно усилия родителей по образованию и развитию своего чада.

Характеристика периода. В этот период ребенок учится говорить, у него закладываются основы мышления, усваиваются сенсорные эталоны.

Обучение. Роль родителей – второстепенная. Родители – теперь не «мудрые учителя», а «садоводы», которые уже не передают знания напрямую, а, создав развивающую среду и предоставив свободу и право выбора, незаметно и исподволь направляют самообучение и саморазвитие ребенка.

Я думаю, что уже все обратили внимание на то, как дети смотрят рекламу. Они ее смотрят не отрываясь и с открытым ртом. А все потому, что информация в рекламных роликах подается сжато и в виде быстро меняющихся кадров (по 1-2 секунды каждый). Вот и получается, что такой способ подачи информации самый лучший для ребенка. Так давайте же и мы давать много материала в виде коротких, но частых «уроков». Давайте дадим мозгу ребенка много разнообразной пищи. А мозг сам разложит все по порядку в своих быстро растущих ячейках.


3 – 6 лет. Дошкольник. Программа «Я-Сам». Обучающееся сознание.

Кризис 3-х лет.

Признаки кризиса. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот»: убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться потеплее, отказывается ложиться спать, убирать игрушки. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое и капризное существо. Порою, даже может показаться, что он забыл все слова, кроме «нет», «не хочу» и «не буду».

Описание кризиса. Примерно к 3-м годам от ребенка все чаще слышится местоимение «я» вместо его собственного имени. Малыш накопил огромный объем информации о мире. И вдруг у него «включается» осознание себя, как отдельного от мира, осознание себя как «Я». У ребенка включается программа «Я» и он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Малыш разрывает «пуповину», но теперь уже не физическую, а психологическую, связывавшую его с матерью и отстраняется, отдаляется от нее.

Правда, осознание «я» трехлетнего карапуза еще отличается от взрослого: оно пока не внутреннее, не идеальное, а имеет характер, повернутый вовне. Малыш учится оценивать себя через свои достижения и сопоставления их с оценкой окружающих. Именно поэтому «я» ребенка так тесно связано с понятием «я сам» и «я лучший».

Изучение окружающего мира временно приостанавливается, и малыш переключается на изучение отношений между людьми (на изучение отношений «человек – человек»). Вернее – на изучение отношения окружающих к нему. А окружающий мир становится лишь средой, где малыш может самореализоваться.

Ребенок пробует свои силы, проверяет возможности. Во всем и везде он утверждает себя, свое «я» и это способствует появлению детского самолюбия. На предложения взрослых он реагирует крайне негативно. И не потому, что предложение плохое, а потому что это предложение исходит не от него, а от взрослого. И настаивает на чем-то по той же причине: потому что он этого потребовал. Порой даже – вопреки собственным интересам.

Ребенок начинает интересоваться своей внешностью и успешностью. Он стремится все делать сам (хотя еще не умеет). И, при этом, ему очень важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его мнению и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. Но он не может ждать. Для него нет будущего времени. Ему надо все сразу, и сейчас. Поэтому он пытается любой ценой завоевать и отстоять самостоятельность и самоутвердить себя в победе. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания – он начинает протестовать. А так как у него пока не все получается, то он очень остро реагирует на неудачу. Поэтому ребенок часто неуправляем, впадает в ярость. И поведение его почти не поддается коррекции.

Но все наладится, если родители не будут ставить «хорошесть» ребенка в зависимость от степени его послушания. Все наладится, если родители не будут командовать и делать все за ребенка, а поймут, что радом с ними уже не малыш, а равный им товарищ и друг. Если создадут условия для достижения результата и позволят ему продемонстрировать свои успехи. И, наконец, будут умнее и мудрее – учась терпению и вниманию. Ведь вы же хотите, чтобы из вашего малыша вырос самостоятельный человек с адекватной самооценкой и уверенный в собственных силах. Вот и предоставьте ему все возможности самому пробовать, достигать и ошибаться. Но, естественно, в рамках установленных вами границ.

Характеристика кризиса. У ребенка появляется самосознание, появляется его «я». Ребенок осознает себя личностью. И ее уже нельзя уничтожить. Ее можно только задавить, загнать «в угол».

Мальчики осознают свою половую принадлежность, а девочки стремятся во всем подражать маме, как идеалу взрослой женщины.

3-6 лет. Дошкольник.

Описание периода. Постепенно кризис 3-х лет сглаживается. Ребенок немного успокаивается, приноравливается к новой своей «роли».

После 3-х лет основным, ведущим видом деятельности ребенка становится сюжетно-ролевая игра, как один из самых лучших способов изучения мира человеческих отношений. Он начинает играть во взрослых и подражать им. Он стремится делать все сам. Но совершенно не умеет соизмерять собственные желания и возможности. Научиться соизмерять «хочу» и «могу» - это задача его развития на ближайшие годы. И экспериментировать с этим он будет постоянно и в самых разных обстоятельствах.

Для того, чтобы родители могли реально помочь ребенку быстрее развиваться, взрослым нужно создать ребенку безопасную среду, в которой он может спокойно и безопасно ставить свои опыты, развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность. Игра в таких «тепличных» условиях позволит ребенку опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки, лучше увидеть границы своих возможностей и подготовить себя к будущему кризису подросткового возраста.

Обучение. Ребенок учиться сам. Но ведущим опять становится взрослый. Только роль взрослого меняется: он уже не может быть полновластным хозяином. Главное для взрослого теперь - создать ребенку безопасную среду, предоставить ему свободу и вовремя откликаться на просьбу: «Помоги мне сделать это самому». Ведь нормальный ребенок любопытен и подвижен. Он сам способен познавать мир. А взрослые – только ему помощники, направляющие, ведущие.

К воздействию взрослых добавляется воздействие на ребенка других детей. Особенно тех, кто старше его по возрасту. Они становятся прекрасными учителями и помощниками.


6 – 11 лет. Школьный возраст. Начиная с кризиса 6-и лет ребенок входит в возраст школьника. Включается программа «Ученик». Работает программа «человек – мир», ребенок весь в учебе, весь в изучении нашего огромного предметного мира. А взрослые вроде бы как и не нужны.

11 - 15 лет. Подросток. Программа «Я-Люблю». Программа «человек – человек»: подростка увлекают взаимоотношения между людьми, но он перестает интересоваться познанием наук. Роль родителей отходит на второй план и очень важными становятся отношения между ровесниками. Весь мир подростка становится ареной для проб и ошибок, для самоутверждения и самовозвышения.

15 - 23 лет. Юноша. Программа «Абитуриент». Программа «человек - мир». Подросток-бунтарь «умер». Молодой человек постепенно «успокаивается». Учеба опять занимает главное место в его жизни.

С 23 до 36 лет человек вступает в период взрослости. Программа «Я-Работаю». Программа «человек – человек». Самоутверждение в семье, на работе – главные задачи этого периода.

С 36 до 45 лет человек опять учится. В жизни появилась некоторая стабильность. Но «проснувшаяся» жажда знаний, впечатлений все время куда-то тянет, влечет. Это период взрослости, но и разброда.

Наступает зрелый возраст (45 – 60 лет). Вроде бы все познал, все увидел. Включается программа «Я-Творю». И человек начинает создавать шедевры мировой культуры.

Подошел преклонный возраст (60 – 75 лет). Вроде бы пора на покой, но столько не успел, столько не сделал. А надо! И опять – в бой, опять учиться тому, что не выучил до сих пор.

Но «вдруг» стукнуло 75. Силы ушли, энергия иссякла. Незаметно подкрался старческий возраст. А значит пришло время программы «Я-отдыхаю».


В период 0–1–3 года малыш впитывает, на уровне подсознания и сознания, все, что сможет услышать, увидеть, почувствовать, унюхать. В период 3-6-11 лет ребенок накапливает, через утончение и узнавание, знания. В период 11-15-23 года подросток учится, через мир друзей и мир взрослых, любить и ненавидеть. В период 23-36-45 лет молодой человек вступает, через семью и работу, в мир взрослых. В период 45-60-75 лет зрелый человек начинает создавать, через творчество и мудрость, этот мир. В 75 приходит покой и ожидание смерти.

После смерти душа человека «улетает» Домой. Там она отдыхает, набирается сил, анализирует очередной «урок» на планете Земля, разбирает свои успехи и ошибки. Учиться – вот основное предназначение наше здесь. Учиться и развиваться обязан каждый из нас.

Через несколько лет или тысячелетий душа вновь отправится «учиться» на очередную планету в очередной Галактике. И вновь у очередной мамы и папы будет праздник – появление на свет самого любимого и долгожданного ангела, дочки или сына.


Владимир

Вернуться наверх