Приветствую Вас, Гость

О воспитании

Ребенок рождается беспомощным, ничего не знающим и не умеющим. Ему всему придется еще научиться. Но как он будет учиться?

За всю свою историю человечество выработало только два основных подхода к воспитанию и развитию детей:

1 - во взаимоотношениях «взрослый – ребенок» главным считает себя взрослый;

2 - главный – ребенок.

Первый подход вполне логично вытекает из бытовых взглядов взрослых на воспитание: умный, опытный взрослый учит глупого, ничего не знающего ребенка. И уже в защиту этих взглядов взрослые придумали множество разнообразных теорий, подтверждающих (якобы) полное право взрослого учить ребенка.

Второй подход рожден и развивался из наблюдений за ребенком. Во главу угла поставлены не желания (пусть и самые замечательные) взрослого, а потребности ребенка. Их трудно выявить, распознать, но – вполне возможно. Этим и занимались лучшие умы человечества на протяжении прошедших тысячелетий.

При первом подходе (когда главный - взрослый) ребенку навязываются только те знания, которыми обладает взрослый, только те нормы и модели поведения, которые существуют в обществе. Учитель-взрослый изрекает истины, а ученик их заучивает. Мы растим свои «копии». Но, как показывает практика, нельзя человека чему-либо научить, если он с этим не согласен. Да к тому же внутри любой ребенок – это личность. А личность, естественно, протестует против принуждения, навязывания. И, как итог, мы получаем отторжение, злобу, ненависть. При такой системе воспитания нет и не может быть развития, эволюции, а есть только кризисное состояние человека (и человечества). А если развитие все-таки и есть, то только от буйной энергии молодых и от их бунтарства против устоявшихся норм.

Второй же подход (когда главный – ребенок) исходит из того, что в ребенка с рождения уже заложена неуемная жажда воспитания и развития. Его нужно только поместить в обучающую и развивающую среду, соответствующую его возрасту (где каждая вещь, каждая игрушка, каждое пособие будет учить ребенка), и предоставить право выбора. Попадая в такую среду, ребенок, влекомый азартом исследователя, будет сам выбирать ту тему и ту игру, которая ему интересна, которая нужна ему именно в этот момент его жизни. Ребенок, через преодоление посильных препятствий, будет находить правильные ответы и набираться опыта. Причем – сам. Пусть среда развивает и учит ребенка. А мудрый и опытный взрослый будет только наблюдать, слегка корректировать направление развития и воспитания и ограничивать его свободу при нарушении им правил общежития. В итоге ребенок будет самим собой и будет получать не только знания, но и будет учиться свободе выбора, инициативности и независимости от выбора и суждений других людей. Ребенок будет реализовывать свою (а не чужую) «программу», заложенную в него Свыше, и на Земле появится еще один уверенный, добрый и любящий человек. А это и есть эволюция.

Но почему же мы до сих пор повсеместно (по крайней мере – в России) пользуемся первым, а не вторым подходом? Да потому что второй подход не подходит учителям, не подходит чиновникам и не очень нравится родителям. Мы все еще продолжаем жить в мире рабства. Да, оно сегодня очень искусно завуалировано под демократию, под капитализм и т.д. Но кто был в армии (или, что хуже, на зоне) на себе прочувствовал всю показушность рекламы пиарщиков современного мира. Нам лишь пытаются внушить, что мы идем вперед, что у нас человек человеку брат. На самом деле – мы рабы. Конечно не те рабы, которые были в Древнем Риме. Но мы рабы учителей, которым выгоднее прочитать общий урок и получить свою зарплату за час, чем учить каждого. Мы рабы чиновников, которым выгоднее отказать и получить взятку, чем подписать бумажку и получить положенный оклад. Мы рабы родителей, которым за провинность выгоднее взять ремень и отлупить, чем разбираться. Мы рабы выгоды и товарно-денежных отношений. Даже в армии, где вроде бы нет денег, мы рабы кучки дембелей, потому что офицерам выгодно передоверять управление подразделениями рядовым и сержантам, получая, при этом, зарплату.

Но это рабство можно отменить. Только этого нужно захотеть. И легче всего это сделать в семье по отношению к детям и друг к другу. Отказаться от рабства в семье – это первый и единственно верный шаг на пути к отказу от рабства во всем государстве. Потому что рабство и тоталитаризм начинаются и прививаются в семье, в детской комнате.

Уважаемые родители! Задумайтесь о том, кого Вы хотите вырастить. Если Вы хотите в будущем видеть свое единственное чадо злобным, завистливым подлецом, глубоко несчастным человеком с растерзанной душой, человека, застрявшего в прошлом веке, – выбирайте первый вариант воспитания и развития. Но если Вам все-таки хочется на старости лет увидеть доброту и заботу в глазах сына или дочери, если Вы хотите воспитать сильную, независимую и мудрую личность, устремленную в светлое будущее, если Вы хотите счастья вашему ребенку – выбирайте второй путь.

Выбор за Вами.


Владимир

Вернуться наверх