Приветствую Вас, Гость
СТАТЬИ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ >>> "Анализ смысла жизни. Часть-2"


« Предыдущая часть

  4. Личностно-эмоциональный подход.

Суть этого подхода заключается в том, что, так как человек не является абсолютно самодостаточным существом, то все его действия приобретают важность только относительно других людей, только во взаимоотношениях с другими людьми. Таким образом, у человека возникает объективная потребность в том, чтобы его жизнь была значима в глазах других людей. В результате человек начинает жить для кого-то, в первую очередь – для членов своей семьи. При этом наибольшее понимание он может получить во взаимной любви. Соответственно, Смыслом Жизни становится Любовь, позволяющая избежать страшного для человека духовного Одиночества.

Здесь надо сказать несколько слов о Любви. Дело в том, что в рассматриваемом случае речь идет не просто о любви как о физиологическо-эмоциональной реакции на привлекательную особь противоположного пола. В данном случае Любовь может быть охарактеризована как высшее человеческое чувство, включающее в себя весь спектр человеческих взаимоотношений. Кроме того, что такая Любовь является всепоглощающей физической страстью, она также является всеобъемлющим чувством, в том смысле, что она порождается полной взаимозаинтересованностью и взаимосовместимостью двух людей кроме физической сферы, также в эмоциональной, интеллектуальной, духовной и социальной сферах жизни. Кроме того, такая Любовь обязательно взаимна, так как отсутствие взаимности приводит к ущербности во взаимоотношениях и душевным страданиям. Также, по-видимому, надо сказать, такая Любовь может быть один раз в жизни и охватывать она должна почти всю жизнь. Дело в том, что существуют научные исследования, показывающие, что Любовь в своем развитии проходит несколько очень длительных стадий: 1) любовь-страсть – длится 4 года, 2) любовь-привязанность – длится 18 лет, 3) любовь-дружба – период ее действия начинается от момента окончания любви-привязанности и длится до «гробовой доски». Поэтому сказать, что человек действительно встретил свою истинную «вторую половинку» можно только лет через 30 совместной жизни при условии прохождения любовью всех трех стадий. Естественно, возникновение любви-дружбы на третьей стадии возможно только при условии, что любовь двух людей является всеобъемлющим чувством в том смысле, как это было написано выше. По-видимому, к такому пониманию Любви приводят, в частности, теоретические построения психологической школы андрогин-анализа, основанной на философских идеях персонализма и экзистенциализма, а также на работах Н.А.Бердяева.

Описанный вариант Смысла Жизни – прекрасный выбор для человека, позволяющий ему испытывать счастье, наиболее полно реализовывать свои творческие способности и т.д. и т.п. Проблема только в том, что большинству людей не дано в жизни встретить такую Любовь из-за ее слишком глобального характера. Особенно это актуально в современной жизни, характеризующейся возрастающим количеством разводов, гражданских браков и все больше усиливающимся кризисом социального института семьи, который обусловлен наличием у людей в демократическом обществе различных систем ценностей. В результате люди довольствуются только отдельными частями большой Любви, а Смыслом Жизни человека становится фактически ее поиск.

В попытках каким-то образом все-таки приблизить достижение большой Любви даются еще две рекомендации, претендующие на Смысл Жизни: надо развивать любовь к людям; любить надо Жизнь (например, Ф.М.Достоевский).

5. Духовно-религиозный подход.

Все основные мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм – говорят о том, что в земной жизни счастье недостижимо в принципе. Соответственно, Смысл Жизни человека рассматривается как перспектива воссоединения с божественным. К этому же приводят также и различные эзотерические учения, древние и современные, например, Каббала. О том, что человек создан или для служения Богу, или достижения какой-то божественной цели, известной только Богу, пишут практически все религиозные авторы и духовные учителя. Необходимо отметить, что исходя из ущербности земной любви и положения о том, что «Бог есть любовь» возникает еще один вариант Смысла Жизни, заключающийся в Любви к Богу (см., например, С.Н.Лазарев).

Данный подход полностью применяется людьми религиозными и находящимися в духовных исканиях. Однако автор статьи не рекомендовал бы этот вариант Смысла Жизни рационально настроенному человеку, желающему добиваться Успеха и Счастья в земной жизни. Так как, по мнению автора статьи, данный подход неизбежно уводит деятельность человека в непознанное.

6. Культурологическо-социальный подход.

В данном случае в культуре общества, в котором живет человек, вырабатывается определенная система ценностей, находящая свое проявление в морали и нравственности. В области психики это формируется в виде коллективного бессознательного. Все это влияет на формирование у человека индивидуальной системы ценностей, подчиненной культуре общества и установкам социума. В результате человек находит Смысл своей Жизни в соответствии указанным шкалам ценностей. То есть, культура, мораль и т.д. формируют у человека совокупность особо важных для него понятий, значимых ценностей высшего порядка и таким образом формируют программу жизненного пути человека. И человек видит Смысл Жизни в реализации этой программы.

Абсолютно реальная ситуация. Большое количество людей, по-видимому, и находит Смысл Жизни в своем соответствии культурологическим ценностям и установкам социума. Однако в современном демократическом обществе происходит значительная трансформация культуры и «размывание» традиционной морали. Соответственно, возникает ситуация когда в одном и том же обществе у разных людей формируются различные индивидуальные системы ценностей (см., например, Н.М.Амосов или Н.Д.Уолш). Поэтому в связи с наличием в современном обществе ярко выраженной идеи о том, что «каждый сам отвечает за свою судьбу» человеку, который хочет добиться Жизненного успеха и счастья, можно порекомендовать следующее: крайне желательно не «выбирать» этот вариант Смысла Жизни, предлагаемый ему обществом. Гораздо лучше осознанно, исходя из рациональных соображений, самому определиться со своим Смыслом Жизни.

Какой же итоговый ответ, после анализа всех подходов и вариантов, можно дать обычному человеку, на вопрос о том, в чем же Смысл Жизни. Автор статьи согласен со следующими утверждениями Е.К.Дулумана: Смысл Жизни человека диктуется естественно-биологической природой человека, навязывается обществом и реализуется на личностном уровне. Удельный вес, значение, место и способ сочетания биологических, социальных и личностных смыслов жизни, складывающихся в силу наличных объективных и субъективных причин, в жизни каждого конкретного человека различно. Но именно их неповторимое сочетание создает неповторимость жизнедеятельности, в процессе которой осуществляется (измеряется) смысл и бессмыслие жизни каждого человека. Таким образом, в идеале смысл жизни человека заключается в том, чтобы полностью реализовать свое биологическое предназначение, социальные установки и личностные устремления.

Теперь, разобрав возможные подходы и варианты Смысла Жизни, можно объединить их в единую систему. Такая система Смысла Жизни представлена на рисунке в конце статьи.

Представляется, что на основе этой единой системы можно сделать заключительные выводы:

1.       С точки зрения обычного человека, желающего быть успешным в современном обществе, Смысл Жизни может быть найден в рамках материалистическо-рационального подхода.

2.       Высшей ступенью развития материалистическо-рационального подхода, возможно, является личностно-эмоциональный подход, при котором Смысл Жизни может быть найден в Любви.

3.       Полностью выполняется системная взаимосвязь между целями деятельности и смыслом деятельности в вариантах «а»–«е» материалистическо-рационального подхода. Т.е. смысл целей уровня Самоублажение понятен на уровне Самопродвижения, смысл достижения целей уровня Самопродвижения понятен с точки зрения уровня СамоРазвития и т.д.

4.       Во многих вариантах «а»–«е» деятельность человека может затрагивать две стороны его существования, как «две стороны одно медали»: «базисный» материально-рациональный аспект и с необходимостью вытекающий из него «надстроечный» идеально-иррациональный аспект.

5.       Интересно чередование пассивности-активности, начинающееся с пассивности на уровне «а» и заканчивающееся активностью на уровне «е». Надо обратить внимание на то, что суть этой пассивности-активности заключается не в том, выполняет человек какие-то действия или нет, а в направленности этих действий. Направлены они на самого человека, «внутрь» него или же они направлены на изменение окружающей реальности, «вовне» человека по своим глобальным последствиям.

6.       Если опуститься «ниже» синергетическо-системно-кибернетического подхода на человеческом уровне, то мы выходим на уровень живой природы, а еще «ниже» – на уровень неживой природы. Отсюда получаем динамическое развитие по спиральной цепочке: природа (неживая и живая) – человеческое сообщество (как биологическая популяция) – человек (как Личность) – Человечество (как общество) – Вселенная. При этом, вероятно, также полностью выполняется системная взаимосвязь между целями и смыслом в разных элементах, на разных уровнях этой цепочки. Что отражено на рисунке стрелкой, задающей вектор развития.

http://www.improvement.ru/zametki/logvinenko2/

Вернуться наверх