Приветствую Вас, Гость

Вы ждете ребенка или у вас уже есть сын или дочь.

     Поздравляю от всей души.

          Все ангелы на небесах радуются за Вас.

 

Зачем мы здесь? - Чтобы учиться, развиваться, эволюционировать.

Но для чего маленький человечек приходит в наш мир?

Наверное, не только затем, чтобы порадовать своих родителей или наследовать их богатство или грехи. Несмотря на то, что многие из нас считают, что мы – Животные (с большой буквы: потому что - с большими мозгами) и соответственно видят и цели в этом разрезе, на самом деле человек – это Дух. А Дух приходит в этот мир, чтобы учиться.

Многие из нас помнят свои ощущения (которые каждый испытывал за свою жизнь не один раз), когда вдруг останавливаешься в совершенно новом месте и говоришь сам себе: «Я тут уже был. Ну, ведь был же!» Многие из нас знают прекрасное и восхитительное ощущение полетов или огромных прыжков во сне. А некоторые даже встречают в жизни человека, от встречи с которым сразу же появляется ощущение, что ты знаком с ним очень и очень давно, что ты и он – одно целое.

Мы здесь уже были. И мы приходим на Землю уже в который раз не просто так. На Землю наша душа приходит, словно в «школу»: выучить очередной урок, закончить очередной класс, узнать и выбрать добро или зло. Кто-то из нас в развитии преуспеет и перейдет на следующий уровень, в следующий «класс», кто-то останется на «второй год» и снова вернется сюда же, а кто-то может опуститься и в «ад». Все это зависит лишь от наших усилий, от работы нашей совести и нашего ума. Но для маленького создания, маленького неумехи это зависит только от Вас – от родителей.

 

Кто такой ребенок? - Душа в теле, Бог в человеке!

Но перед тем, как приступить к тренировке и развитию мышц и мозга своего ребенка, каждому из нас нужно разобраться, нужно понять – кто такой ребенок, кто ребенок для нас. Потому что от этого будет зависеть если не все, то почти все.

Если для нас ребенок «кукла», которую безмерно любят, холят, лелеют, обслуживают, то из такого ребенка наверняка вырастет баловень, ничего не умеющий, но с искаженными сверхзавышенными амбициями и самомнением.

Если ребенок - «подопытный кролик», которого нужно «научить жить», то из такого малыша получится либо копия учителей, либо антикопия.

Если ребенок «свободен, как птица», если он предоставлен сам себе, то из него вырастет вообще неизвестно кто.

Во всех этих «методах воспитания» мы исходим из того, что взрослый – главный. И что мы захотим, то и сделаем с ребенком. Но ведь ребенок – это не кукла, не раб, не подопытный кролик, и, вообще, не наша собственность. Ребенок - это личность. Только маленькая.

Если ребенок только тело, то его нужно кормить, воспитывать, учить, развивать, любить. Но воспитывать – как куклу, учить – как компьютер, развивать – как биологический разум и кормить и любить – как животное, например собаку или попугайчика. С ним можно делать все что хочется. Вернее, если сказать мягче, - делать все, что в меру своего воспитания и развития считает нужным делать «мудрый и великий» взрослый. Его можно заставлять и, в крайних случаях, даже бить.

Но если человек - это душа (а сегодня лишь последние ортодоксы не верят в наличие души у человека), то нужно себе признаться, что душа человека не рождается и не умирает, что она бессмертна. Наша душа эволюционирует и развивается, но «проживая» не одну, а много-много человеческих жизней.

К тому же душа – искра Божья. Поэтому человек, имеющий душу, по сути своей – гений, вундеркинд, экстрасенс. И единственной и главной задачей обучения, развития и воспитания человека может быть только одно – помочь человеческой душе максимально раскрыть себя и обогатить себя новым чувственным опытом, новыми ощущениями. И она же есть формула счастья человека на Земле, формула божественного единения и гармонии души и разума человека.

А вот если человека научили, навязали, заставили жить не своим «Я», а каким-то чужим: родительским, учительским, религиозным или еще каким-либо, то душа такого человека оказывается в разладе с разумом. И он будет бороться сам с собой всю свою жизнь: совершать «странные» поступки, мучиться совестью, грешить и каяться, грешить и каяться.

Каждый ребенок, пока к нему не «приложили руку» родители, дяди и тети, - ангел. Помогая ангелу, мы совершаем чудо. Навязывая ангелу свою волю, свое видение, мы рождаем уродцев и злодеев.

 
 

Ребенок растет и развивается.

Ребенок, в силу заложенной в него родителями и Богом программы, в любом случае вырастет и станет большим. Но если им никто не будет заниматься, если его развитие и воспитание отдать на волю «случая», то мышцы его будут тонкими и слабыми, а мозг – медленно думающим и недоразвитым. Только тот ребенок вырастет сильным, ловким, умным, тонко чувствующим человеком, в которого много вложено сил и времени родителей, с кем много занимались, кого много тренировали, много учили.

Мышцы человека сильными и большими могут стать только тогда, когда их постоянно нагружают и много тренируют. Точно так же и мозг человека развивается только тогда, когда его стимулируют, загружают и тренируют. И лучше всего и полезнее всего это делать в первые шесть лет жизни ребенка, когда ему все дается легко, когда закладывается его форма тела, структура мозга, его привычки, его язык, его память.

Человек и мозг человека – это чудо. Наши возможности просто уникальны. Но мы используем из них лишь несколько процентов.


Сенситивные фазы развития ребенка.

То, что в первые 6 лет жизни ребенка его физический рост, чувства, психика, умственные способности проходят такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий период, знают все. Но, к сожалению, не все знают, что развивать какие-то способности можно (и нужно) лишь в определенные периоды его жизни. В те моменты, когда ему в каком-то определенном виде деятельности все удается, все легко. Это время в жизни ребенка называется «сенситивная фаза развития» («сенситивный» в переводе с латыни означает «чувствительный»). Во время сенситивной фазы ребенок впитывает новые знания как «пересохшая губка» - воду: в 10-15 раз быстрее, чем в обычные периоды. Если же это время будет упущено, то потом, на то же самое обучение, придется потратить во много раз больше сил и времени. Если вообще будет возможно обучение. Например, научить ребенка говорить, обрести музыкальный слух, стать гибким и чувствовать себя в обществе как «рыба в воде» можно только до 6 лет. Потом это сделать будет почти невозможно. 

Сенситивная фаза развития речи – с рождения до 6 лет. Ребенок очень легко и естественно учит языки, учится говорить.

Сенситивная фаза порядка – с рождения до 3-4 лет (с 2 до 3 лет ???). Если порядок соблюдается во всем: в окружающей обстановке, в распорядке дня, в поведении взрослых, то это становится законом на всю оставшуюся жизнь. Наивысшая точка восприятия наблюдается в 2-2,5 года.

Сенситивная фаза движений – от 1 года до 4 лет. Умение владеть своим телом так же важно для ребенка, как и умение говорить.

Сенситивная фаза социальных навыков – от 2,5 до 6 лет. Ребенок, подражая взрослым, учится общаться с другими детьми, учится вести себя в коллективе, в обществе. У ребенка закладываются основы внутренней культуры, основы этикета.

Сенситивная фаза сенсорного развития – с рождения до 6 лет. У ребенка происходит развитие и утончение всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, …… В этот период ребенку очень важно рисовать, слушать звуки и тишину, слышать музыку и учиться ее играть, петь, щупать, …….

Сенситивная фаза владения маленькими вещами – от 1 до 2 лет. Мелкая моторика пальцев дает толчок к развитию мозга. Только надо позаботиться, чтобы манипуляции с мелкими предметами были обязательно подконтрольны взрослому.

Мы, обычно, не задумываемся над тем, как наше воздействие и влияние человеческого общений влияет на развитие ребенка с рождения и до 6 лет. Но совершенно дикие случаи с детьми, которые лишались человеческого общения, показали всю важность социальной среды. Если малыш попадал к животным, то он уже никогда не мог говорить и двигаться как человек.

 

Ребенок учится всегда.

Детеныши многих животных сразу же после рождения встают на ноги, ходят и даже бегают, спасаясь от врагов. К примеру, 3-х дневного зайчонка уже невозможно поймать. Это объясняется тем, что мозг детеныша животного практически полностью формируется к моменту его рождения.

Принципиально иное положение у детеныша человека. По «программе», заложенной в нас Свыше (атеисты скажут – генетически), человеческий ребенок рождается почти беспомощным. Он ничего не умеет. Ему еще только предстоит научиться пользоваться своим телом. Точно так же не развит и мозг новорожденного: он напоминает чистый лист бумаги. А мы – взрослые можем либо не обращать на детский мозг никакого внимания, либо можем дать ему питаться, кроме пищи физической (которую родители в той или иной мере, но дают), еще и пищей духовной. И от того, что мы «запишем» на этом листе, и будет зависеть – насколько душа ребенка сможет раскрыться, насколько одаренным (или не одаренным) будет человек всю свою последующую жизнь.

В возрасте от 0 и до 6 лет способность ребенка воспринимать и усваивать информацию абсолютно уникальна. Но если сама «программа» на обучение заложена в ребенка Свыше, то скорость выполнения этой программы и ее результаты полностью зависят от Вас, дорогие родители. И особенно – от единственной и неповторимой МАМЫ (то есть получается, что скорость прогресса человечества целиком находится в руках мам, а не политиков – как думают некоторые). Чем больше у малышки стимулов, чем они ярче и привлекательнее, чем больше внимания, любви и заботы ему уделяется, тем выше скорость его развития, тем лучше результат на «выходе».

Для ребенка обучение – это увлекательная, интересная, завлекающая игра. Он живет игрой. Только нам, родителям и всем взрослым, нужно очень четко понимать, что крошка играет не для того, чтобы получать знания, а для того, чтобы развивались его тело и мозг.

 

Какую методику выбрать? – Никакую.

Среди систем воспитания и развития (как и среди всего, что существует во Вселенной) есть две крайности. Первые (назовем их «левыми») призывают навязывать знания. Характерный пример – система Г.Домана. В ней ребенок приравнивается к компьютеру: чем раньше и больше его загрузить информацией, тем больше он запомнит, тем умнее он будет. Отсюда и страшилка: «После трех уже поздно!» В таких системах воспитания активен только взрослый, а ребенку отведена роль послушного и пассивного зрителя. Эти системы воспитания и развития, как и все революционное, завораживает своей активной позицией, своим напором, обещанными перспективами светлого будущего. Но и как все леворадикальное, с течением времени они теряет свою новизну и оказываются очередными аферами.

Вторые (назовем их «правыми») считают, что ребенка ничему учить не надо: когда придет срок, он сам все узнает. Такова, например, система Вальдорфских детских садов. В них ребенку предоставляется полная свобода, он активен и подвижен, а взрослый призван лишь придумывать разные игры и развлечения. Консерватизм этих систем воспитания и развития, как правило, делает из ребенка лишь потребителя и наслаждателя. И человек из властителя мира превращается в его придаток.

Как любые крайности, эти две системы имеют право на существование. Но крайности, они и есть крайности: как минимум они не вредят, но и не помогают человеку, а как максимум – тормозят его развитие.

Оптимальным же в Природе всегда считался и был только «средний» путь – путь «золотой середины»: ребенок все должен узнать и познать сам, но ведущая роль, все-таки, принадлежит старшему, мудрому и опытному взрослому. И взрослый, и ребенок активны. Но каждый – по своему.

 

На сегодняшний день существует множество систем и методик обучения и развития ребенка. Но их авторы, к сожалению, зачастую подвержены корысти, зависти и лести. И, поэтому, как правило, они предлагают, защищают и продвигают только свое детище, только Свою методику. В крайнем случае – предлагают список нескольких методик.

Наверное, все эти методики хороши. Но плохи их пропагандисты. Ведь ребенок в разные возрастные периоды – разный. Он чисто внешне - похож, но психологически и духовно – разный. Ребенок – разный! Вот что очень важно. А, следовательно, методы обучения и развития для разных возрастных периодов должны быть разные. Если бы «пропагандисты» отдельных методик осознали бы эту простую истину, то и не возникло у каждого из них этих перегибов и перекосов.


Спираль жизни

Жизнь человека – не прямая линия. Мы проживаем, как бы, определенные возрастные периоды. Наша жизнь с самого рождения и до смерти похожа на движение по кругу, вернее – по спирали. Это как в природе: лето приходит на смену зиме, а зима – на смену лету. И снова наступает лето. 

Мы то активно познаем мир людей – «мир отношений», то не менее активно изучаем окружающий нас мир – «мир предметов». Именно поэтому в одни периоды жизни (младенчество, дошкольный, подростковый возраст) ребенок ориентируется на систему отношений «человек – человек»: он увлекается миром взаимоотношений людей и почти не интересуется познанием «наук». В другие периоды (раннее детство, школьный, юношеский возраст) ребенок нацелен на систему отношений «человек – наш мир»:  его «с головой» затягивает предметный мир, мир учебы, науки и он совсем перестает интересоваться мнением взрослых (а у нас создается ощущение, что он выходит из-под нашего контроля).

Периоды познания окружающего мира и периоды познания мира человеческих отношений у ребенка протекают спокойно, плавно и длятся годы. Но переходы от одного периода к другому, называемые «кризисами», развиваются стремительно – всего несколько месяцев. Кризисы у всех детей возникают примерно в одном и том же возрасте. Это: кризис новорожденности, кризисы 1 года, 3 и 6 лет, кризис подросткового возраста. Кризисы, конечно же, существуют и в жизни взрослых людей. Ведь развитие продолжается и после детства и юношества. Но они не так ярко выражены и почти не заметны.

 

Возрастные периоды развития.

Возрастные периоды:

  • младенчество (0 – 1 год),
  • раннее детство (1 – 3 года),
  • дошкольный возраст (3 – 6 лет),
  • школьный возраст (6 – 11 лет),
  • подростковый период (11 – 15 лет),
  • юношеский период (15 – 23 лет),
  • молодой человек (23 – 36 лет),
  • взрослый человек (36 – 45 лет),
  • зрелый возраст (45 - 60 лет),
  • преклонный возраст (60 – 75 лет),
  • старческий возраст (75 – до смерти).

 

Кризис – начало любого периода жизни.

Периоды познания окружающего мира и периоды познания мира человеческих отношений у ребенка протекают спокойно, плавно и длятся годы. Переходы же от одного периода к другому, называемые «кризисами», развиваются стремительно – несколько месяцев. Кризисы у детей возникают примерно в одном и том же возрасте. Это: кризис новорожденности, кризисы 1 года, 3 и 7 лет, кризис подросткового возраста. Кризисы, конечно же, существуют и в жизни взрослых людей. Ведь развитие продолжается и после детства и юношества.

В определенном возрасте у ребенка «включается» генетическая программа и у него вдруг пропадает интерес к тому, что его только что увлекало, что стимулировало его развитие (лето вдруг сменилось осенью, а зима – весной). Если его только что интересовали человеческие отношения, а предметный мир был в запустении, то, во время кризиса у него вдруг «включается программа» познания мира науки, а взаимоотношения с людьми отходят на «второй план». И – наоборот.

Обычно кризис наступает совершенно неожиданно, и все переворачивает «с ног на голову». Кажется, что ребенок сошел с ума. Вдруг, без всяких видимых причин, он начинает вести себя абсолютно не адекватно. Особенно острыми бывают кризис 3 лет и кризис подросткового возраста (это связано с переключением ребенка на этап изучения человеческих отношений, когда происходит особое обострение всех чувств ребенка). Конечно те родители, которые оказались не готовы к таким резким переменам, тоже переживают «кризис». Но здесь не надо отчаиваться: ведь все идет нормально, просто ребенок растет и развивается. А кризис – лишь закономерная и короткая перестройка его организма, сопровождающаяся некоторыми болезненными «судорогами».


Как развивать?

Первое и самое главное – нужно понять, что для разных возрастных периодов подходят разные системы обучения. Правда, некоторые предлагают все детство показывать ребенку карточки. Другие настаивают на том, что нужно дать ребенку свободу и он сам найдет все, что ему интересно и нужно. Третьи пропагандируют развивать в ребенке только творческое природное начало. Четвертые предлагают все детство играть в кубики со складами. А пятые, якобы нашедшие компромисс, предлагают попробовать разные методики, поэкспериментировать на ребенке.

Не слушайте их. Смотрите на своего малыша, следуйте за его интересами, меняйтесь вместе с ним и меняйте методики при неизменном устремлении идти вперед.

Второе важнейшее условие - создайте ребенку обучающую и развивающую среду, подходящую для данного возрастного периода. Эту среду нужно постоянно обновлять, усложнять. Среда должна позволять ребенку осваивать навыки повседневной жизни, развивать двигательные навыки, сенсомоторику, речь, письмо, чтение, математические навыки, фантазию и «космическое воспитание» (становление самосознания и мировосприятия). И должна контролировать сама себя (то есть такая, которая при совершении ребенком ошибки позволяла бы ребенку самому ее исправить).

Третье непременное условие - обеспечьте ребенку возможность изучать то, что ему на данный момент интересно и легче всего дается. Для этого в поле зрения ребенка всегда должны быть материалы и игрушки, с которыми он играл вчера, и материалы и игрушки, с которыми он может поиграть завтра и послезавтра. Не мы должны указывать, чем заниматься ребенку, а он сам должен выбирать – что ему интересно. А что интересно, то и запомнится легко и быстро.

Четвертое – это свобода. Не мама или папа должны выбирать оборудование или игру (почти невозможно знать – что нужно ребенку именно в этот момент), а ребенок должен сам выбирать то оборудование, которое ему интересно. Ребенок по своей «программе» стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи мудрого взрослого (при возникновении неразрешимых проблем – например, когда ребенок сталкивается с новым оборудованием).

И пятое непременное условие – ребенок обязательно должен играть (а значит – учиться, потому что игра – это и есть обучение) в группе. Человек – существо социальное. А значит, ребенку обязательно нужно быть в обществе. Вначале с мамой и папой, потом – с братьями и сестрами, потом – с друзьями и так далее.

 

Вернуться наверх